Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

брак (1)

Этимологический словарь

брак (1)

(замужество). Заимств. из ст.-сл. яз., где оно явлется суф. производным (суф. -к) от брать «брать» (замуж).

Полезные сервисы

брак (2)

Этимологический словарь

брак (2)

(недоброкачественное изделие). Заимств. в XVII в. через польск. посредство из нем. яз., где Brack «негодный товар» < «лом» - производное от brechen «ломать».

Полезные сервисы

брак (braque) жорж

Большой энциклопедический словарь

БРАК (Braque) Жорж (1882-1963) - французский живописец. Один из основателей кубизма ("Женщина с гитарой", 1913). Автор многих декоративно-изящных композиций.

Полезные сервисы

брак (семейный союз)

Энциклопедический словарь

БРАК (семейный союз) - БРАК, семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт (см. БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ). В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах (см. ЗАГС)). До 1944 к зарегистрированному приравнивался т. н. фактический (незарегистрированный) брак. См. Семья (см. СЕМЬЯ).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

БРАК, семейный союз, порождающий права и обязанности супругов по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. Иногда (например, во Франции) при оформлении брака заключается брачный контракт (письменное соглашение жениха и невесты о режиме их имущества после вступления в брак). В России признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах). До 1944 к зарегистрированному приравнивался так называемый фактический (незарегистрированный) брак. Смотри также Брачный возраст, Расторжение брака.

Полезные сервисы

брак 1

Толковый словарь Ожегова

БРАК 1, -а, м.

Полезные сервисы

брак 2

Толковый словарь Ожегова

БРАК 2, -а (-у), м. Не соответствующие стандартам, недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии. Стекло с браком. Борьба с браком.

Полезные сервисы

брак в крое

Синонимы к слову брак в крое

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

брак жорж

Энциклопедический словарь

Брак Жорж (Braque) (1882-1963), французский живописец. Один из основателей кубизма («Женщина с гитарой», 1913). Автор многих декоративно-изящных композиций, составленных из элементарных геометрических объёмов и отличающихся разнообразием фактуры живописной поверхности.

* * *

БРАК Жорж - БРАК (Braque) Жорж (1882-1963), французский живописец. Один из основателей кубизма (см. КУБИЗМ) («Женщина с гитарой», 1913). Автор многих декоративно-изящных композиций.

* * *

БРАК (Braque) Жорж (13 мая 1882, Аржантей-сюр-Сен - 31 августа 1963, Париж), французский художник.

Фовизм

Брак родился в семье маляра. Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897-1899), затем в Париже в академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902-190З). В 1900, испытав влияние живописи Матисса (см. МАТИСС Анри), примкнул к объединению фовистов (см. ФОВИЗМ). Пейзажи этого времени (виды гаваней Антверпена и Гавра, ландшафты Эстака) отличаются плотной компоновкой живописных масс, напряженностью хроматических гармоний, передающих витальные силы природы («Гавань в Антверпене. Мачта», 1906, Базель, Галерея Бейелер; «Пейзаж в Эстаке», 1906, Париж, Национальный музей современного искусства).

Кубизм

В 1907 состоялось знакомство Брака с Пикассо (см. ПИКАССО Пабло). В последующие годы в тесном сотрудничестве двух художников был выработан новый метод, положивший начало направлению кубизма (см. КУБИЗМ). В период «аналитического кубизма» (1909-1911) колорит Брака ограничен узкой гаммой глухих тонов, натурные формы рассекаются на мелкие призматические грани, образующие подвижную кристаллическую структуру («Скрипка и палитра», 1909-1910, Нью-Йорк, Музей С. Гугенхейма; «Португалец», 1911, Базель, Художественный музей).

В композиции следующей, «синтетической» фазы кубизма художник включает графические знаки (цифры, ноты, отрывочные надписи) и коллаж (наклейки газетных обрывков, рекламных объявлений, обоев и клеенки с имитацией различных текстур). Предметы расщепляются на отдельные качества: цвет, рисунок, фактура отслаиваются от изобразительной формы, обретая автономность. Визуальные знаки разных регистров зрительно перестраиваются, вступают в сложную игру пластических отношений и мгновенных образно-смысловых комбинаций («Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Кельн, Музей Людвига; «Стол музыканта», 1913, Базель, Художественный музей; «Гитарист», 1914, Париж, Национальный музей современного искусства).

Посткубистические серии

С началом Первой мировой войны Брак был отправлен на фронт, где в мае 1915 получил ранение в голову. Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917. С конца 1910-х гг. он работал большими сериями, или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942; «Камины», 1922-1927; «Биллиарды», 1944-1952). Его колорит высветляется, строится на тонких градациях охристых, голубых, серых, оливковых, терракотовых оттенков. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая почти тактильное ощущение пространственных интервалов.

С 1931 Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже, изредка совершая поездки в другие европейские страны. Не оставляя жанра натюрморта, он обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере. Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства; «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание). Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств). В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной; статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства).

«Мастерские» и пейзажи

В 1949-195б была создана серия «Мастерских», состоящая из восьми крупномасштабных полотен. Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в обширных пространствах, наделены свойствами монументальности. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). В живописи и графике 1950-х гг. образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953; «Расправив крылья», 1956-1961, Париж, Национальный музей современного искусства). В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг; «Лодка», 1960, частное собрание). Брак вошел в историю искусства 20 века как один из основоположников кубизма и как продолжатель классической традиции ясной, гармонично уравновешенной формы.

Энциклопедия Кольера

БРАК Жорж (Braque, Georges)

(1882-1963), французский художник, график, скульптор и декоратор; вместе с Пикассо является создателем кубизма. Родился 13 мая 1882 в Аржантей (департамент Сена и Уаза) в семье художника-декоратора. В 1900-1901 учился в Технической школе в Париже. В 1902-1904 посещал занятия в Школе изящных искусств и в академии Эмбера, музеи и частные коллекции, изучал живопись импрессионистов и постимпрессионистов, египетскую и греческую скульптуру, а также произведения Коро и Сезанна. В 1906-1907 Брак написал несколько серий пейзажей, в которых чувствуется влияние живописи фовистов и Сезанна. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: "Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов". Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово "кубизм". В 1908-1914 Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно "разбирая" их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1912 они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом - синтезированием объектов из разнородных элементов. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник.

ЖОРЖ БРАК. Скрипка и трубка

ЖОРЖ БРАК. Скрипка и трубка

Большая композиция Музыкантша (1917-1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. В 1920-е годы элементы кубизма постепенно исчезают из произведений Брака, он использует больше изобразительных мотивов. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). В конце 1920-х годов Брак отказался от ярких живописных эффектов и продолжил эксперименты с формой и цветом; он писал морские виды, купальщиц, неоклассические мотивы и головы с двойным профилем. В 1930-1940-е годы Брак писал натюрморты и композиции в интерьере, иногда с музыкантами, натурщиками и художниками, а иногда - вовсе лишенные человеческих фигур. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949-1956). В 1952-1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в поздних работах мастера. Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись.

Умер Брак в Париже 31 августа 1963.

Полезные сервисы

брак по-итальянски

Словарь крылатых слов и выражений Серова

С итальянского: Matrimonio all'italiana.

Название популярного в свое время итальянского фильма (1964), снятого режиссером Витторио де Сика по пьесе итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо «Филомена Мартурано». В главных ролях - Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.

Название фильма послужило основой для образования однотипных выражений.

Полезные сервисы

брак холодит душу

Сборник слов и иносказаний

Ср. Законная жена - род теплой шапки с ушами; голова вся в нее уходит. Брак холодит душу.

А.С. Пушкин. Письма к кн. Вяземскому.

Ср. Какого вы мнения о семейной жизни вообще? Ее можно сравнить с молоком... но молоко скоро киснет.

Тургенев. Где тонко, там и рвется.

Ср. Ниже Вергилия.

Ср. Всякий брак - любви могила.

Д.Д. Минаев.

Ср. Но где же та счастливая Аркадия,

Где за любовью вслед не крадется разлад?

Любовь - убийственный, хоть и приятный яд,

И только брак один - его противоядие.

Он же.

Ср. Ach! des Lebens schönste Feier

Endigt auch den Lebensmai.

Mit dem Gürtel, mit dem Schleier

Reisst der schöne Wahn entzwei.

Schiller. Das Lied v. d. Glocke. 98-101.

Ср. Die Liebe wird wie die Katze blind geboren, aber die Ehe ist eine Starnadel in der geübtesten Hand...

Börne. Ges. Schr. 1, 77.

Ср. Die Ehe ist ein Bund, in welchem sich Mann und Weib verpflichten sich zeitlebens ihr Leid zu klagen.

Hippel.

Ср. A system could not well have been devised more studiously hostile to human happiness than marriage.

Shelly. Notes to "Queen Mab".

Ср. Boire et manger, coucher ensemble,

C'est mariage, ce me semble.

Leroux. Dictionn. comique. 2.

Ср. Le pays du mariage à cela de particulier que les étrangers ont envie de l'habiter, et les habitants naturels voudraient en être exilés.

Montaigne.

Ср. Брак как осажденная крепость: кто вне ее, тот хочет войти, а те, которые внутри, хотят выйти.

Арабская пословица.

Ср. Capistrum maritale.

Брачный союз (намордник).

Ср. Stulta maritali jam porrigit ora capistro.

Juv. 6, 43.

Ср. Audiat, inque vicem det mollibus ora capistris.

Virg.

Ср. Γαμειν ό μέλλων εις μετάνοιαν έρχεται.

Жениться собирающийся - на пути к раскаянию.

Menander. Monost. 91.

См. необходимое зло.

См. le mariage est un poison.

Полезные сервисы